Размер шрифта:
A
A
A
Цветовая схема:
Шрифт:
Arial
Times New Roman
Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 66 г. Гомеля

Свидетельство о государственной регистрации

юридического лица от 17.01.2012 № 490423690 здесь

адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель

тел. +375 232 24-58-72  school66@gomel.centroo.by

телефоны горячей линии: 

+375 232 21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор; 

+375 232 24-94-10 - Сердюк Светлана Владимировна, зам. по УР; 

+375 232 24-37-87  Иваничкина Ольга Павловна, зам. по УР;

+375 232 24-93-17 Воронцова Ирина Михайловна, зам. по ВР

и служба СППС;

+375 232 51-34-97

Управление образования Гомельского горисполкома

Поиск информации
Яндекс.Метрика
Достижения

PreviousNext
ГОД В БЕЛАРУСИ



В Беларуси учрежден Государственный знак качества. Соответствующий Указ № 21 подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко




Обратная связь

Eсли у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи
Вы можете записаться на прием к специалистам, работающим в нашей школе,  с учетом графика их работы по интересующим Вас вопросам, воспользовавшись формой обратной связи





"Прямая линия отдела образования, спорта и туризма администрации Центрального района города Гомеля" 
телефоны :
80232 34 31 07
34 31 26































Вам окажут информационную помощь,
 если Вы находитесь 
в трудной жизненной ситуации

























В целях профилактики коронавирусной инфекции:

- соблюдайте правила личной гигиены;

- носите маски в общественных местах;

- соблюдайте правила социальной дистанции.
Информационный материал ЗДЕСЬ














ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ - СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ




Схема безопасных маршрутов учащихся








  






«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»

Теоретические основы технологии
PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
10.10.2011 09:54
Модульная технология обучения (МТО)                 
     Теоретические основы технологии
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться
сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать,
организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать. По мнению
авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что
накоплено в педагогической теории и прак­тике. Так, из программированного
обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий
в определенной логике, постоян­ное подкрепление своих действий на основе
самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.
Из теории поэтап­ного формирования умственных действий используется самая ее
суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил
модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся,
переходящего в самоуправление. Из психологии используется также реф­лексивный
подход. Накопленные обобщения теории и практики диффе­ренциации, оптимизации
обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения,
в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления
процесса обучения.
Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В
дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н.
Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей
учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это
целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб­ное содержание и
технология овладения им в систему высокого уровня це­лостности.
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него
входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по
достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа
обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню
самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его от­личие от
других систем обучения.
     Во-первых, содержание обучения представляется в законченных
само­стоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых
осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулиру­ется для
обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого
содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каж­дый ученик получает
от учителя советы в письменной форме как рацио­нальнее действовать, где найти
нужный учебный материал и т. д.
     Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется
через модули и личное, индивидуальное общение. Именно моду­ли позволяют
перевести обучение на субъект субъектную основу.
     В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учит­ся
планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, са­мому определить
уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знани­ях и умениях.
Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной дея­тельностью
учащихся через модули и непосредственно, но это более мяг­кое, а главное
сугубо целенаправленное управление.
     В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю
индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет пробле­мы
индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.
     Подготовительный этап
Прежде всего, учителю необходимо разработать модульную програм­му, которая
состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей,
обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю
нужно выделить основные научные идеи курса. На­пример, в курсе школьной
биологии выделяются следующие идеи: орга­низм - биологическая система;
экологические системы; система и эволю­ция органического мира. Затем
необходимо структурировать учебное со­держание вокруг этих идей в
определенные блоки. После чего формирует­ся комплексная дидактическая цель
(КДЦ). Она имеет два уровня: уровень « усвоения учебного содержания учеником
и ориентации на его использова­ние в практике, а также для изучения учебного
содержания в будущем. Программа должна иметь название. Затем из комплексной
дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и
формиру­ются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую
дидак­тическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достиже­ние
КДЦ.
В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каж­дая
интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ),
на основе которых выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической
цели соответствует один учебный элемент. В результате создается древо целей:
вершина дерева - комплексная дидактическая цель для модульной про­граммы;
средний слой - интегрирующие дидактические цели для построе­ния модулей и
нижний слой - частные дидактические цели для построения учебных элементов.
Авторы данной технологии советуют педагогам при работе опираться на некоторые
теоретические основы и основные принципы построения мо­дульных программ.
Прежде всего, следует знать о принципе целевого назначения. Модули можно
разделить на три типа: познавательные, которые используются при изучении основ
наук; операционные - для формирования и развития спо­собов деятельности и
смешанные. В школе чаще всего используются сме­шанные модули.
Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочета­ния
комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Реше­ние
совокупности ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного моду­ля. Решение
совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.
Не менее важным для управления учением школьников имеет принцип обратной
связи, т. к. никакое управление невозможно без контроля, анали­за и
коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со сторо­ны
школьников.
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием являет­ся 
представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик
эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы бесе­довал с
учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, под­бадривал,
ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет
структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три.
УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в кото­ром дается
резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вме­сте с учителем
осуществляет управление учением. УЭ последний - выход­ной контроль.
Модуль может иметь следующую форму:
     

№ стр.

№ М

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по ус­воению учебного со­держания






 
Рекомендуется к модулю делать вкладной лист, в котором излагаются
методические советы учителя по освоению его содержания.
Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми крите­риями.
Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и
межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в
логике содержания ведущего учебного предмета.
Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифферен­циацию 
учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязатель­ной подготовки.
Верхнего предела может и не быть, все зависит от интере­сов учащихся.
Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности
ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, по­нимание,
осмысление, запоминание, применение, обобщение, системати­зация.
Здесь есть большая возможность осуществить проблемность обуче­ния.
В модуле должна быть возможность для повторения основного содер­жания. 
Эта возможность реализуется через учебный элемент «Резюме». Хорошо, если
обобщение сделано не только словесно, но и в форме таблиц сравнительных
характеристик, графиков, диаграмм и т. д.
     Организационный этап
Организационный этап, как и при любой технологии, начинается с ОВУ и ИВУ.
При модульной технологии рекомендуется использо­вать несколько правил:
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и уме­ний учащихся,
чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
2.  При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провес­ти
соответствующую коррекцию.
3.  Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце
каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самокон­троль,
взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточ­ный контроль
имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения
непосредственно в ходе работы.
4.  После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он
должен показать уровень усвоения модуля.
5.  Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материа­ла,
необходимо проводить его доработку.
6.  Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять посте­пенно. Можно
сочетать традиционную систему обучения с модульной; в старших классах
лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписываются в
модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации
учебно-познавательной деятельно­сти учащихся: работа индивидуальная, в паре,
в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем
самым усиливать ее, качество и эффективность.
     Выводи и рекомендации
Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некото­рые выводы
При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную
учебно-познавательную деятельность, работает с дифферен­цированной по
содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет инди­видуализация контроля,
самоконтроля, коррекции, консультирования, сте­пени самостоятельности. Важно,
что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что
способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому
ученику освоение стандарта обра­зования и продвижения на более высокий
уровень обучения. Большие воз­можности у технологии и для развития таких
качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм.
Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего,
изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать
учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью
через модуль и непосредственно консуль­тировать школьников. В результате
изменения его деятельности на учеб­ном занятии меняется характер и содержание
его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести
объяснение нового, а готовит­ся к тому, как лучше управлять деятельностью
школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то
задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических
целей мо­дуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже
принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному заня­тию. Оно
обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску
более совершенных технологий. Продумывание целей дея­тельности учащихся,
определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое
определение форм и методов учения тре­бует от учителя хорошего знания своих
учеников.
Для перехода на модульное обучение необходимо создать определен­ные условия.
Первое условие связано с мотивацией учителей.
Второе условие связано с готовностью школьников к выполнению самостоятельной
учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих
учебных умений.
Третье условие - это материальные возможности школы в размноже­нии модулей,
ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый уче­ник будет обеспечен
этой программой действий.
Практика внедрения модульной технологии показала, что не следует сразу
выходить с модулями на весь класс. Лучше вначале попробовать на малой группе.
Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, логику
построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля и на этой
основе внести коррективы.
Другая ошибка учителей состоит в том, что в модуль включается очень большой
объем содержательной деятельности. Все ученики отвечают, что им не хватает
времени. Это происходит по двум причинам. Во-первых, у школьников не
сформировано чувство времени, а во-вторых, учителя сами не знают темпа работы
своих учащихся.


Обновлено 10.10.2011 09:54
 

            

                         

      

            

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 17.01.2012 № 490423690

© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля  school66@gomel.centroo.by