Примерная структура описания педагогического опыта
(авторской методики)
1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта (авторской методики)
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.
1.2. Актуальность опыта (авторской методики)
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.
1.3. Цели опыта (авторской методики)
Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.
1.4. Ведущая идея опыта (авторской методики)
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
1.5. Задачи опыта (авторской методики)
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.6. Длительность работы над опытом (авторской методикой)
Продолжительность работы, этапы.
2 Описание технологии опыта (авторской методики)
2.1. Описание сути опыта (авторской методики)
2.1.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта (авторской методики) – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта (авторской методики), но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2.1.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.1.3. Отражение педагогического опыта (авторской методики) в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.1.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта (авторской методики), алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
2.1.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта (авторской методики), фрагменты занятий, пособий и др.
2.1.6. Основные этапы формирования данного опыта (авторской методики), их преемственность.
2.2. Результативность и эффективность опыта (авторской методики)
2.2.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта (авторской методики), представление методики описания и подсчета результатов.
2.2.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.2.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта (авторской методики).
3. Заключение
3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта (авторской методики).
3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта (авторской методики) и своей профессиональной практики.
3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта (авторской методики) в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом (авторской методикой) в педагогических аудиториях.
Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты занятий, мероприятий.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта (авторской методики).
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.
1
|
Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата педагогического опыта (авторской методики) с заявленной темой и проблемой
|
В представленном опыте (авторской методике) нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата
|
1
|
Прописанные в представленном опыте (авторской методике) педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой
|
2
|
Цель и задачи деятельности, представленные в опыте (авторской методике), определены на основании темы и заявленной проблемы; результат деятельности не отражает степень достижения цели
|
3
|
Цель и задачи деятельности, представленные в опыте (авторской методике), направлены на решение актуальных проблем педагогической практики, поставлены конкретно и диагностично; результат деятельности отражает степень достижения цели
|
4
|
2
|
Содержание и технология педагогического опыта (авторской методики)
|
В опыте (авторской методике) представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания
|
1
|
В опыте (авторской методике) представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов
|
2
|
Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению
|
3
|
Создан авторский педагогический продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий высокий уровень профессиональной деятельности. Опыт (авторская методика) представлен технологично, содержит четкий алгоритм действий
|
4
|
3
|
Результатив-ность, эффективность педагогического опыта (авторской методики)
|
Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта (авторской методики) не доказана
|
1
|
Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны.
|
2
|
Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Не четко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта (авторской методики)
|
3
|
Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта (авторской методики)
|
4
|
4
|
Подготовлен-ность опыта (авторской методики) к трансляции в педагогической среде
|
Нет методически обобщенного содержания опыта (авторской методики), но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)
|
1
|
Опыт (авторская методика) представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материала)
|
2
|
Опыт (авторская методика) описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования
|
3
|
Опыт (авторская методика) описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами
|
4
|
|