Размер шрифта:
A
A
A
Цветовая схема:
Шрифт:
Arial
Times New Roman
Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 66 г. Гомеля

Свидетельство о государственной регистрации

юридического лица от 17.01.2012 № 490423690 здесь

адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель

тел. +375 232 24-58-72  school66@gomel.centroo.by

телефоны горячей линии: 

+375 232 21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор; 

+375 232 24-94-10 - Сердюк Светлана Владимировна, зам. по УР; 

+375 232 24-37-87  Иваничкина Ольга Павловна, зам. по УР;

+375 232 24-93-17 Воронцова Ирина Михайловна, зам. по ВР

и служба СППС;

+375 232 51-34-97

Управление образования Гомельского горисполкома

Поиск информации
Яндекс.Метрика
Достижения

PreviousNext
ГОД В БЕЛАРУСИ



В Беларуси учрежден Государственный знак качества. Соответствующий Указ № 21 подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко




Обратная связь

Eсли у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи
Вы можете записаться на прием к специалистам, работающим в нашей школе,  с учетом графика их работы по интересующим Вас вопросам, воспользовавшись формой обратной связи





"Прямая линия отдела образования, спорта и туризма администрации Центрального района города Гомеля" 
телефоны :
80232 34 31 07
34 31 26































Вам окажут информационную помощь,
 если Вы находитесь 
в трудной жизненной ситуации

























В целях профилактики коронавирусной инфекции:

- соблюдайте правила личной гигиены;

- носите маски в общественных местах;

- соблюдайте правила социальной дистанции.
Информационный материал ЗДЕСЬ














ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ - СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ




Схема безопасных маршрутов учащихся








  






«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»

Принципы модульного обучения
PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
10.10.2011 09:44
Принципы модульного обучения
Теория модульного обучения базируется на специфических прин­ципах, тесно
связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его
цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:
модульности; выделения из со­держания обучения обособленных элементов;
динамичности; действен­ности и оперативности знаний и их системы; гибкости;
осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования;
паритетности (ПА Юцявичене). Рассмотрим подробнее каждый.
Принцип модульности определяет подход к обучению, отражен­ный в содержании,
организационных формах и методах. В соот­ветствии с этим принципом обучение
строится по отдельным фун­кциональным узлам — модулям, предназначенным для
достиже­ния конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа
надо выполнять следующие педагогические правила.
•  Учебный материал нужно конструировать таким образом, что­ бы он вполне
обеспечивал достижение каждым обучающимся по­ставленных перед ним
дидактических целей;
•  Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась
возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего
комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
•  В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и
формы обучения, подчиненные достижению на­ меченной цели.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует
рассматривать учебный материал в рамках моду­ля как единую целостность,
направленную на решение интегриро­ванной дидактической цели, т.е. модуль
имеет четкую структуру.
Данный принцип сходен с принципом деления учебного мате­риала на части
(порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное
отличие. В программированном обу­чении необходимо дробить материал на
небольшие, тесно связан­ные, изложенные в обязательном порядке постепенного
их услож­нения, части.
При модульном обучении наименьшей единицей содержания обу­чения считают
определенную тему конкретного курса или фраг­мент темы, отвечающий конкретной
дидактической цели и назы­ваемый элементом модуля.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных
элементов, нужно придерживаться следующих педа­гогических правил.
В интегрированной дидактической цели надо выделять струк­туру частных целей;
•  достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным
материалом каждого элемента;
•  совокупность отдельных частных целей, одной интегрирован­ной дидактической
цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение со­держания модулей, с
учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса
вызывают быстрое старение соци­альных, общетехнических знаний и даже время от
времени застав­ляют заною взглянуть на ценность общенаучных знаний.
Инерт­ность, присущая всем звеньям образования, является одной из при­чин
разрыва между образованием и условиями жизни общества.
Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно пере­рабатываться и
обновляться. Один из путей выхода из сложного по­ложения состоит в том, чтобы
обеспечить такое построение учебно­го материала, разделы переменной части
которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы
быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.
Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного
материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его
педагогические правила:
•  Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко
изменяться или дополняться;
•  Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
•  Модуль должен быть Представлен в такой форме, чтобы его элементы могли
быть легко заменимы.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы
образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых,
что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки
специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам
деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному
обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъяв­ляет к
процессу обучения требований развития творческого отно­шения.
Оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе
самостоятельного решения задач проявляют ини­циативу, находчивость,
способность использовать имеющиеся зна­ния в ситуациях, отличных от тех, в
которых или для которых они приобретались. О системе действенных и
оперативных знаний мож­но говорить только при их неразрывном единении с
умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специ­альных
знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно
применять в практической деятельности. Педаго­гические правила, которыми
следует руководствоваться при реа­лизации принципа действенности и
оперативности знаний и их системы, следующие:
• Цели в модульном обучении должны формулироваться в тер­минах методов
деятельности (умственной или практической) и спо­собов действий.
• Для достижения поставленных целей возможно и дисципли­нарное и
междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или
практической деятельности.
•   Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению
знаний, чтобы обеспечивалось творческое от­ношение к учению.
•   Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида
деятельности в другой.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно
модулей таким образом, чтобы легко обеспечи­валась возможность приспособления
содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям
обучаемых.
Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:
•   При индивидуализации содержания обучения необходима ис­ходная диагностика
знаний.
•   Она должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно
было легко построить индивидуализировайную структуру конкретного модуля.
•   Для индивидуализации содержания обучения необходим анализ потребности
обучения со стороны обучаемого.
•   С этой же целью можно пользоваться комплексным критерием его построения,
включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения.
•   Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения.
•   Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы
обеспечивалась индивидуализация технологии обучения.
•   Требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после до­стижения
определенной цели обучения.
Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися
близких, средних и отдаленны стимулов учения. Не­обходимо найти оптимальную
меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности
(самоуправления) обучае­мых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает
обучае­мых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.
Если использовать возможности самоуправления обучающихся, необходимо дать им
ясно понять и осознать цели (промежуточные и конечные) учения. В модульном
обучении они должны выступать в качестве значимых результатов деятельности,
поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и
прак­тической деятельности.
При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения
необходимо соблюдать следующие педагоги­ческие правила:
•   Каждому учащемуся вначале надо представлять всю модуль­ную программу,
разработанную на продолжительный этап обуче­ния (курс, год или весь период).
•   В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающий
должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.
•  В нее входит программа учебных действий для достижения намеченной цели, а
обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и
отдаленных перспектив.
•  В начале каждого модуля обязательно нужно конкретно опи­сать
интегрированные цели учения в качестве результатов деятель­ности.
•  В начале каждого элемента следует точно указать частные цели учения в
качестве результатов деятельности.
Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения
профессионализма в познавательной деятель­ности обучаемого и педагогической
деятельности.
На эффективность учения влияет множество факторов, прежде всего соответствие
содержания обучения возможностям учащихся. Однако и при соблюдении этого
условия в процессе учения возни­кает много сложностей, в частности, из-за
неумения обучающих­ся выбирать оптимальные пути усвоения материала,
неразвитости навыков самостоятельного познания. Существуют проблемы и в
деятельности педагогов, например, из-за нехватки мастерства, неумения
применять все методы обучения и выбирать наиболее приемлемый для данных
условий или их сочетания.
Пути решения этих проблем раскрывают педагогические прави­ла, реализация
принципа разносторонности методического кон­сультирования:
•  Учебный материал следует представлять в модулях с использо­ванием личных
объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.
•  Должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержания
обучения, которые обучающийся может выбирать сво­бодно, либо, опираясь на них
или личный опыт, создавать собствен­ный оригинальный метод учения.
•  Необходимо осуществлять методическое консультирование педа­гога по
организации процесса обучения. В качестве альтернативных решений могут
выступить различные методы и организационные схе­мы обучения, которые, по
мнению педагогов-экспертов, наиболее подходят для усвоения пропорции
конкретного содержания.
•  Педагог может свободно выбирать предложенные методы и организационные цели
обучения или работать по своим, оригинальным методам и организационным
схемам.
• В тех случаях, когда преподаватель сам строит модуль, жела­тельно в его
содержание включить используемые им методы обуче­ния, так как это создает
условия для обмена опытом между педаго­гами, преподающими эквивалентные курсы
или предметы.
Важно соблюдать принцип паритетности. В последние годы уде­ляется особое
внимание активизации обучаемых в педагогическом процессе, развитию управления
и превращению его в самоуправ­ление. Необходимо сосредоточить внимание на
создании базисно­го условия для реализации взаимодействия в процессе
обучения. Им может быть уровень подготовленности обучающихся. Именно от него
в первую очередь зависит характер связей управления. Но о каких реальных
отношениях может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении,
основной целью встреч педагога и обучаемого является предоставление первым
информации второ­му? Другими словами, во время занятий педагог чаще всего
делает «информационные инъекции», забывая о необходимости исполь­зования
других функций.
Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся
максимально активен, а преподаватель реализу­ет консультативно-координирующую
функцию на основе индиви­дуального подхода к каждому. Но для этого необходимо
обеспе­чить обучающихся эффективными средствами учения, такими как модуль.
Используя это информационное средство, обучаемый смо­жет самостоятельно
организовать усвоение нового материала и при­ходить на каждую педагогическую
встречу подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в
исследовательской Деятельности и т.п.
Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюде­ния следующих
педагогических проблем:
•  Модульная программа обеспечивает возможность самостоятель­ного усвоения
знаний обучающимися до определенного уровня.
•  Она призвана освобождать педагога от выполнения чисто ин­формационной
функции и создавать условия для более яркого про­явления консультативно-
координирующей функции.
•  Модули должны создавать условия для совместного выбора пе­дагогом и
учеником оптимального пути обучения.
• В процессе модульного обучения преподаватель передает не­которые функции
управления модульной программе, в которой они трансформируются в
самоуправление.
Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвя­заны. Они (кроме
принципа паритетности) отражают особеннос­ти построения содержания обучения,
а принцип паритетности ха­рактеризует взаимодействие педагога и обучаемого в
новых услови­ях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в
процессе обучения. Все названные принципы опираются на обще-дидактические и
взаимосвязаны с ними.


Обновлено 10.10.2011 09:52
 

            

                         

      

            

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 17.01.2012 № 490423690

© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля  school66@gomel.centroo.by