Работа Школы молодого учителя
|
Автор: Administrator | ||
В чём же заключается роль учителя-наставника? Наставник знакомит педагога с должностной инструкцией, выявляет подготовленность молодого специалиста в профессиональной деятельности. Вместе с ним изучает требования к оформлению и ведению школьной документации, нормативные документы и рекомендации по организации образовательного процесса, воспитательной работы с учащимися. Наставник посещает и анализирует уроки молодого специалиста, помогает подобрать необходимый материал для урока, внеклассного мероприятия, приглашает на свои уроки, консультирует по частным вопросам преподавания, помогает составить индивидуальный план работы, оформлять отчёты о проделанной работе, направляет работу молодого специалиста по самообразованию. Школа молодого учителя, несмотря на юный возраст, имеет свои традиции: на День Учителя начинающего специалиста посвящают в учителя, вручают первый заработанный хлеб-соль, дарят кнут или пряник, презентуют папку с первыми материалами для портфолио; в конце года учителя-стажёры демонстрируют свои достижения на «Неделе успеха». Начинающего учителя привлекают к общественной работе: туристические слёты и спортивные соревнования ждут их. Школа молодого учителя имеет и свои достижения: Дягтяр Павел, подготовленный учителем - стажёром Осиповой Ю.Н., в 2010 году завоевал диплом I степени в районном туре олимпиады по биологии.
Области планирования работы Школы молодого учителя широки и разнообразны:
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ молодому учителю
Подражание Г.Остеру
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ молодому учителю 1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, обязательно - недисциплинированных. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше поменьше времени. 2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся. 3. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос? Кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие - бич дисциплины. 4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. 5. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом. 6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. 7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия. 8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. 9. Удерживайтесь от излишних замечаний. 10. Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу. Рекомендации молодому учителю
? Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. ? Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. ? Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске. ? Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми. ? Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую. ? Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. ? Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения. ? Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. ? Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь". ? Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи. ? Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого. ? Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. ? Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт. ? Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. ? Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает. ? Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным. ? В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство. ? Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам. ? Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости. ? Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
· Что дают занятия в Школе молодого учителя?
«Да», «конечно», «бесспорно», «безусловно» - эти вводные слова придают уверенность в том, что каждый из молодых специалистов будет двигаться вперёд, искать пути решения возникающих проблем, будет продолжать учиться, саморазвиваться. Не зря девизом Школы молодого учителя являются слова В.Леви:
«Будем же продолжать учиться, будем искать свой если не метод, то собственную тональность или волну: попытаемся сотворить из струн своей души если не оркестр, то хотя бы уютную домашнюю гитару – если музыка будет душевной, то слушатели соберутся».
А слушатели – это наши идущие в ногу со временем, требовательные, не всегда спокойные, порой чрезмерно энергичные, но всегда любознательные ученики.
|